Методические основы оценки конкурентоспособности агропродовольственной продукции по показателям качества


https://doi.org/10.29235/1817-7204-2020-58-2-164-175

Полный текст:


Аннотация

Повышение конкурентоспособности агропродовольственной продукции является одной из приоритетных государственных задач в области развития национального АПК. Учитывая, что в настоящее время качество является важным фактором, определяющим конкурентные преимущества продукции на рынке, стратегическим направлением повышения ее конкурентоспособности выступает формирование эффективной системы обеспечения качества и безопасности. Объективная оценка результативности такой системы предполагает необходимость анализа конкурентоспособности продукции по качественным параметрам с целью ее совершенствования, прогнозирования уровня спроса, объемов и эффективности реализации продукции АПК на внешнем и внутреннем рынках. Цель исследования – определение наиболее эффективных методических и методологических подходов к оценке конкурентоспособности агропродовольственной продукции по качественным параметрам в современных условиях. В результате разработан алгоритм определения уровня конкурентоспособности продукции по качественным параметрам, предполагающий реализацию комплекса соответствующих мероприятий, учитывающий доминанту обеспечения безопасности агропродовольственных товаров и включающий четыре основных этапа: I – определение целевого базиса; II – оценка доступа на рынок по базовым показателям; III – аналитический блок и IV – блок принятия решений. Предложена система принципов, которыми необходимо руководствоваться при выборе качественных характеристик продукции для анализа конкурентоспособности. Обоснованы методологические подходы к оценке конкурентных преимуществ агропродовольственной продукции посредством интегрального и дискретного подходов, определены их преимущества и недостатки, а также область применения. Использование в практической деятельности предлагаемых методологических основ оценки конкурентоспособности продукции по качественным параметрам позволит достоверно определить уровень конкурентоспособности продукции на конкретном рынке, сформировать систему приоритетных показателей, требующих первоочередного внимания с точки зрения реализации конкурентных преимуществ и устранения недостатков в системе управления качеством, разработать научно обоснованную стратегию продвижения продукции на рынок.


Об авторе

П. В. Расторгуев
Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Расторгуев Петр Владиславович – кандидат экономических наук, доцент, зав. сектором качества

ул. Казинца, 103, 220108 г. Минск



Список литературы

1. Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта: методология, практика / Т. С. Бронникова. – Ярославль ; Королев : Канцлер, 2009. – 176 с.

2. Васяйчева, В. А. Методический инструментарий управления конкурентоспособностью промышленных предприятий / В. А. Васяйчева, Г. А. Сахабиева // Вестн. Самар. ун-та. Экономика и упр. – 2017. – Т. 8, № 3. – С. 7–13.

3. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации / А. С. Головачев. – Минск : Выш. шк., 2012. – 319 с.

4. Горбашко, Е. А. Управление качеством / Е. А. Горбашко. – М. [и др.] : Питер, 2008. – 382 с.

5. Кучина, Е. В. Методические подходы к оценке конкурентоспособности промышленного предприятия / Е. В. Кучина // Вестн. Кург. гос. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. – 2009. – № 2. – С. 128–131.

6. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. образование : Юрайт, 2009. – 460 с.

7. Минько, Э. В. Качество и конкурентоспособность продукции и процессов / Э. В. Минько, А. Э. Минько, В. П. Смирнов. – СПб. : СПбГУАП, 2005. – 240 с.

8. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 192 с.

9. Сафиуллин, Н. З. Управление конкурентоспособностью предприятий / Н. З. Сафиуллин, Л. Н. Сафиуллин. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2008. – 189 с.

10. Фатхутдинов, Р. А. Сущность конкурентоспособности / Р. А. Фатхутдинов // Соврем. конкуренция. – 2007. – № 3. – С. 99–129.

11. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации / Р. А. Фатхутдинов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Эксмо, 2005. – 544 с.

12. Чайникова, Л. Н. Конкурентоспособность предприятия / Л. Н. Чайникова, В. Н. Чайников. – Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2007. – 192 с.

13. Радченко, Н. Методические подходы к оценке конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции / Н. Радченко, Е. Соколовская // Аграр. экономика. – 2016. – № 10 (257). – С. 8–13.

14. Сайганов, А. С. Повышение конкурентоспособности молочной продукции на перерабатывающих предприятиях АПК Витебской области / А. С. Сайганов, Н. А. Тригуб. – Горки : БГСХА, 2015. – 273 с.

15. Семко, И. А. Методика комплексной оценки уровня конкурентоспособности сельскохозяйственных предпринимательских структур / И. А. Семко, Л. А. Алтухова // Рос. предпринимательство. – 2011. – № 10–1. – С. 125–131.

16. Тимошенко, М. В. Резервы и факторы повышения конкурентоспособности производства молока в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь : автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / М. В. Тимошенко ; Белорус. гос. с.-х. акад., Белорус. гос. аграр. техн. ун-т. – Минск, 2013. – 24 с.

17. Шишко, В. Алгоритм оценки коммерческих перспектив инновационной молочной продукции / В. Шишко // Аграр. экономика. – 2010. – № 12. – С. 43–47.

18. Шишко, В. И. Механизм формирования эффективного маркетинга молочной продукции (на примере Гродненской области) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / В. И. Шишко. – Минск, 2014. – 242 л.

19. Расторгуев, П. Оценка нормативных требований к качеству и безопасности отечественной молочной продукции в контексте диверсификации экспорта / П. Расторгуев, А. Казючиц // Аграр. экономика. – 2017. – № 12 (271). – С. 22–28.


Дополнительные файлы

Просмотров: 85

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1817-7204 (Print)
ISSN 1817-7239 (Online)