Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия аграрных наук

Расширенный поиск

Модели развития аграрного бизнеса в международной практике

https://doi.org/10.29235/1817-7204-2021-59-1-22-40

Полный текст:

Аннотация

В условиях глобализации мировой экономики, региональной торгово-экономической интеграции стран, усиления отраслевой конкуренции аграрный бизнес остается стратегически важной отраслью национальной экономики любого государства. Его деятельность основывается на нормативной правовой базе по созданию и функционированию субъектов АПК, государственному регулированию и поддержке сельского хозяйства, развитию сельских территорий, стимулированию экспорта продуктов питания, формированию внешней и внутренней торговой инфраструктуры. Мировое аграрное хозяйствование демонстрирует использование различных моделей эффективного ведения агропромышленного производства, предусматривающего решение национальной продовольственной безопасности и повышение экспортного потенциала отрасли. В статье представлена типологизация сельского хозяйства по видам использования земель при различном уровне социально-экономического развития стран, выделены основные мировые производители, экспортеры и импортеры агропродовольственных товаров. Выполнен обзор системы государственного регулирования и поддержки товаропроизводителей Австралии, Аргентины, Бразилии, Европейского союза, Индии, Индонезии, Канады, Китая, России, США с учетом выполнения международных правил Всемирной торговой организации. Систематизированы различные типы моделей аграрного бизнеса, сбытовых систем, зависящих от специализации производства отдельных государств, регионов, предприятий и направленных на развитие вертикальной интеграции, совмещение маркетинговых и логистических функций в пределах одной компании, изменение в товарной структуре по каналам реализации на внутреннем и внешнем рынке. Обоснованы конкурентные преимущества Республики Беларусь в контексте разработки приоритетных направлений аграрного бизнеса и проанализированы ключевые риски, оказывающие значительное влияние на укрепление производственно-сбытового и экспортного потенциала. Раскрытые в статье вопросы представляют интерес при подготовке проектов государственных программ социально-экономического развития национального агропромышленного комплекса, стратегии в области экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на период до 2025 г. Благодарности. Исследование выполнено в рамках проекта «Распространение бизнес-моделей для современных сельских территорий Беларуси и Украины» по Соглашению между RISE – Акционерное общество «Научно-исследовательские институты Швеции» и учреждением образования «Белорусский государственный аграрный технический университет» (2020–2021 гг.).

Об авторе

Н. В. Киреенко
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров АПК учреждения образования «Белорусский государственный аграрный технический университет»
Россия

Киреенко Наталья Владимировна – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационного развития АПК

пр. Независимости, 99, 220023



Список литературы

1. Кенэ, Ф. Избранные экономические произведения / Ф. Кенэ ; пер. с фр.; ред.-сост., авт. вступ. ст. и примеч. А.И. Казарин. – М. : Соцэкгиз, 1960. – 551 с.

2. Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов / А. Смит ; пер. с англ. – Петрозаводск : Петроком, 1993. – 320 с. – (Шедевры мировой экономической мысли ; т. 1).

3. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения : избранное = Principles of political economy and taxation : selected works / Д. Рикардо ; пер. с англ. – М. : Эксмо, 2007. – 953 с.

4. Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й.А. Шумпетер ; пер с нем. – М. : Эксмо, 2008. – 864 с.

5. Хайек, Ф.А. Цены и производство / Ф.А. Хайек ; пер. с англ. – Челябинск : Социум, 2008. – 199 с.

6. Чаянов, А.В. Природа крестьянского хозяйства и земельный режим / А.В. Чаянов, Н.П. Макаров. – М. : Лига аграр. реформ, 1918. – 71 с.

7. Davis, J.H. From agriculture to agribusiness / J.H. Davis // Harvard Business Rev. – 1956. – Vol. 34, N1. – Р. 107–115.

8. Davis, J.H. A concept of agribusiness / J.H. Davis, R.A. Goldberg. – Boston : Div. of Research, Graduate School of Business Administration, Harvard Univ., 1957. – 136 р.

9. Американская социологическая мысль : [тексты : перевод ] / Р. Мертон [и др.] ; сост. Е.И. Кравченко ; под общ. ред. В.И. Добренькова. – М. : Междунар. ун-т бизнеса и упр., 1996. – 557 с.

10. Давыденко, Л.Н. Совершенствование механизма государственного регулирования в аграрном секторе экономики / Л.Н. Давыденко // Экономические проблемы агропромышленного комплекса : науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. / Белорус. науч.-исслед. ин-т экономики и информации АПК ; ред.: В.Г. Гусаков [и др.]. – Минск, 1999. – С. 18–25.

11. Дадалко, В.А. Государственное регулирование развития АПК: зарубежный опыт / В.А. Дадалко, Д.А. Пешко. – Минск : [б. и.], 1994. – 111 c.

12. Долан, Э.Д. Рынок: микроэкономическая модель : пер. с англ. / Э.Д. Долан, Д.Е. Линдсей ; под общ. ред. Б.С. Лисовика, В.В. Лукашевича. – М. : [б. и.], 1996. – 496 с.

13. Fuglie, K. R&D capital, R&D spillovers, and productivity growth in world agriculture / K. Fuglie // Appl. Economic Perspectives a. Policy. – 2018. – Vol. 40, N3. – Р. 421–444. https://doi.org/10.4324/9780429287954-3

14. Weltzien, C. Digital agriculture – Or why agriculture 4.0 still offers only modest returns / C. Weltzien // Landtechnik. – 2016. – Vol. 71, N2. – Р. 66–68. https://doi.org/10.15150/lt.2015.3123

15. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф ; пер. с англ.; при содействии Э. Дж. Макдоннелла. – СПб. [и др.] : Питер Ком, 1999. – 413 с.

16. Вайсман, А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху ; Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха / А. Вайсман; пер. с нем. – М. : Интерэксперт ; Экономика, 1995. – 344 с.

17. Беляцкий, Н.П. Международный менеджмент персонала / Н.П. Беляцкий, Е.И. Велесько // Белорус. экон. журн. – 2001. – №3. – С. 50–61.

18. Дэй, Д. Стратегический маркетинг / Д. Дэй ; пер. с англ. В. Егорова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. – 632 с.

19. О’Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Дж. О’Шонесси; пер. с англ. – СПб. : Питер, 2001. – 857 с.

20. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Ж.-Ж. Ламбен ; пер. с фр. – СПб. : Наука, 1996. – 589 с.

21. Маркетинг / У. Руделиус [и др.]. – М. : ДеНово, 2001. – 706 с.

22. Marketing channels / A.T. Coughlan [et al.]. – 6th ed. – Upper Saddle River : Prentice Hall, 2001. – 590 p.

23. Macmillan dictionary of marketing and advertising / ed. M. Baker. – 2nd ed. – London : Macmillan Press, 1990. – 217 р. https://doi.org/10.1007/978-1-349-10064-4

24. Bowersox, D. J. The integration of marketing flows in channels of distrubution / D.J. Bowersox, E.A. Morash // Europ. J. of Marketing. – 1989. – Vol. 23, N2. – P. 58–67. https://doi.org/10.1108/eum0000000000546

25. Байгот, М.С. Механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности Беларуси в аграрной сфере: вопросы теории, методологии, практики / М.С. Байгот ; под ред. В.Г. Гусакова. – Минск : Беларус. навука, 2010. – 367 с.

26. Организация маркетинга и бизнеса в аграрной сфере / В.Г. Гусаков [и др.]. – Минск : БелНИИ аграр. экономики, 2000. – 232 с.

27. Бельский, В. И. Экономический механизм государственного регулирования сельскохозяйственного производства: теория, методология, практика / В. И. Бельский. – Минск : Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2018. – 265 с.

28. Бычков, Н. Новое в развитии холдинговых компаний / Н. Бычков // Аграр. экономика. – 2015. – №3. – С. 2–18.

29. Войтко, И.А. Развитие системы агрострахования как фактор повышения эффективности производства и переработки льнопродукции / И.А. Войтко // Агропанорама. – 2020. – №3. – С. 39–43.

30. Гусаков, В.Г. Экономика и организация сельского хозяйства в условиях становления рынка: научный поиск, проблемы, решения / В.Г. Гусаков. – Минск : Белорус. наука, 2008. – 431 с.

31. Стратегия развития сельского хозяйства и сельских регионов Беларуси на 2015–2020 годы / М-во сел. хоз-ва и продовольствия Респ. Беларусь, Нац. акад. наук Республики Беларусь, Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси. – Минск : Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2014. – 55 с.

32. Запольский, М. Методологические основы функционирования внутрикорпоративного экономического механизма / М. Запольский // Аграр. экономика. – 2015. – №9. – С. 30–35.

33. Киселев, С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики / С.В. Киселев. – М. : Ин-т экономики РАН, 1994. – 179 с.

34. Кревенс, Д. Стратегический маркетинг / Д. Кревенс; пер. с англ.: А.Р. Ганиевой [и др.]. – 6-е изд. – М. [и др.] : Вильямс, 2003. – 742 с.

35. Мюллер, П. Эволюционные реформы в экономике восточноевропейских стран / П. Мюллер // Мировая экономика и междунар. отношения. – 1991. – №6. – С. 65–76.

36. Назаренко, В.И. Рынок продовольствия на Западе / В.И. Назаренко. – М. : Ин-т Европы РАН, 2008. – 295 с.

37. Шпак, А.П. На пути конкурентного развития. Аграрный сектор экономики Беларуси в новейший период / А.П. Шпак // Беларус. думка. – 2015. – №6. – С. 68–73.

38. Совершенствование системы сбыта в агропродовольственной сфере. Теория, методология, практика / В.Г. Гусаков [и др.]. – Минск : Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2010. – 252 с.

39. Маркетинг в управлении современным предприятием : в 2 ч. / Н.В. Киреенко [и др.]. – Запорожье : Классич. приват. ун-т ; Минск : [б. и.], 2010. – 167 с.

40. Гордон, М.П. Логистика товародвижения / М.П. Гордон, С.Б. Карнаухов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Центр экономики и маркетинга, 2001. – 196 с.

41. Научные основы развития инфраструктуры товаропроводящей сети агропродовольственного рынка / А. Н.Д. Магомедов [и др.]. – М. : Насирддинов В. В., 2012. – 146 с.

42. Папцов, А. Контрактация и сбытовая кооперация в системе интеграционных отношений в аграрном секторе стран Европейского союза / А. Папцов // АПК: экономика, упр. – 2008. – №9. – С. 63–67.

43. Самарина, Н.В. Эффективные методы продвижения продовольственных товаров на рынке / Н.В. Самарина // НТИ и рынок. – 1988. – №5. – С. 55–57.


Просмотров: 213


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1817-7204 (Print)
ISSN 1817-7239 (Online)